15:54

Один из самых наших эффективных механизмов приспособления - способность к научению и передаче знаний.
Многие животные проходят в детстве "тренинги" и обучение, но это получение практического опыта. Волчица обучает волчат навыкам охоты, притаскивая им придушенную добычу. Молодые волки способны копировать охотничьи приёмы старших, увидев их. Однако ни одна волчица не в состоянии рассказать об охоте, ни один матёрый волчище не оставит после себя мемуаров. В волчьей стае невозможно узнать об опыте тех удачливых охотников, которые уже умерли. Только у человека появились способы сохранять и получать знания об чужом опыте.
Однако, и тут есть нюансы. самый главный - знание о чужом опыте не заменяет собственного опыта.

При рождении знаний о мире и поведенческих навыков для существования в нём - нет. Есть рефлексы. Младенец, например, рефлекторно совершает сосательные движения, как только что-то касается его губ.
Но с момента рождения мы непрерывно получаем какой-то опыт. И без этого опыта невозможно нормальное развитие. Для формирования любого навыка требуется образец действия и самостоятельное повторение этого действия. Большинство структур нервной системы и тела, ответственные за определённые функции, развиваются только при условии их постоянного использования. Не используются - не развиваются.

Речь - самый наглядный пример.
На момент рождения у ребёнка нет речи, она формируется постепенно в течении нескольких лет. В течении этих лет нервная система постепенно развивается, одновременно, по мере использования всех связанных с пониманием и воспроизведением речи структур - от восприятия звуков и голосовых связок до слуховых анализаторов и речевых зон в коре, эти функции постепенно "прокачиваются". Сначала ребёнок начинает дифференцировать звуки, потом пытается их воспроизводить. Сперва это отдельные гласные, потом - многочисленные "агу" и "гага", потом коротенькие слова и слоги из длинных.

Процессы изменения по мере роста и обучения влияют друг на друга. Если нервная система почему-то созревает медленнее, то и речь будет формироваться с задержкой. Но если с ребёнком не разговаривают, если с ним не воркуют бабушка и мама, если он предоставлен сам себе без компании сверстников и взрослых, то речевое развитие тоже может застревать. Так иногда бывает с детьми из семей глухонемых родителей - если они не общаются вне семейного круга с другими детьми и людьми, то при полностью нормальном слухе и речи не могут зачастую нормально говорить - ведь нормальной речи они почти не слышат, с близкими её в общении не используют, и копировать звуки им было не с чего. Работать с исправлением таких задержек бывает тяжело, особенно если ребёнок попал к логопедам лет в пять. Структуры, ответственные за речь, не развились, а в пять лет уже невозможно вернуться назад к уровню трёх лет и доделать то, что не сформировалось вовремя.

Более того, если в определённый момент лишить ребёнка возможности общаться с другими людьми на несколько критичных для развития речи лет, он никогда не сможет заговорить. Эта то, что происходит с детьми-маугли: даже возвращённые к людям, они в большинстве случаев не в состоянии овладеть речью. Кстати, не только речью. Многие из них даже ходить на двух ногах нормально так и не стали. Потому что прямохождение - это всё тот же навык. У нас есть строение тела, заточенное под прямохождение, нам не очень удобно ходить на четырёх конечностях - у нас ноги длиннее рук, кисти слишком нежные, таз расширен в стороны. Но если ребёнок оказался в детском возрасте в стае, то копировал он волков и все системы, заточенные на то, чтобы воспринять прямохождение, выучили чужую "программу". Научиться подниматься на две ноги и держать равновесие в дальнейшем такому ребёнку будет крайне сложно - ведь удержание равновесия при ходьбе на двух ногах сродни балансированию на канате. Это очень сложный трюк, в исполнении которого участвует дофига структур - рецепторы мышц, связок, кожные рецепторы - постоянно отправляют мозгу информацию о позе, степени натяжения и сокращения, мозг координирует её с информацией от органов равновесия и аппарата, улавливающего направления движения (у нас есть хитрый гироскопчик во внутреннем ухе), и с тем что видят глаза, и с тем, что чувствует кожа - и в соответствии со всем этим раздаёт команды мышцам. На самом деле это целые паттерны команд. Есть эдакие "программные блоки", определяющие шаг, бег, любые привычные движения. И как раз формирование таких блоков и лежит в основе обучения.

Возвращаясь к теме развития - если ребёнок не двигается, если он мало двигается, он вырастет неуклюжим, даже если с точки зрения анатомии и физиологии ему ничего не мешает (и именно поэтому попытки ограничивать маленьких детей, дошколят и младших школьников в физической активности - идея вредительская, закладывающая первый камень в основании гиподинамии и всяких бытовых травм на мелком месте).

Если брать популярную метафору, сравнивающую функционирование нервной системы с компьютером, где мозг - это "железо", а навыки - программное обеспечение, то у нас, в отличии от компьютера, есть прелюбопытный нюанс - процесс записи и настройки ПО меняет строение системного блока. Софт перестраивает хард; хард становится продвинутее - становится возможным установка более сложного софта; новый софт опять изменяет хард. Причём это нормальный, непрерывный и постоянный процесс. Он критичен для формирования полноценного организма в раннем возрасте, но и во взрослом сохраняется, просто в гораздо более ограниченных масштаюах.

Организм ребёнка заточен на поглощение, копирование и воспроизведение. Иначе детёныш человеческий не выжил бы в природе. Дети форменные обезьяны, талантливо пародирующие пап и мам и их действия. В меру возможностей, конечно. Очень уморительно, когда годовалая девица пытается протереть полы, как мама, или слепить пирожок, как бабушка. Но это подражание - как раз один из тех мощнейших приспособительных механизмов, который позволил человеку расселиться от тундры до экватора, заглянуть на дно Марианской впадины и за границы солнечной системы.
Возраст до семи лет - время когда реально возможно "впихать невпихуемое". Но только при условии нормального функционирования нервной системы и при впихивания информации и навыков определённого плана по мере созревания структур-носителей. Бестолку шестимесячному показывать картины мастеров кватроченто - он ещё плоскостных изображений не воспринимает.

Навык преодоления собственной инерции - это в определённой мере тоже навык. Он формируется, как любой другой при условии благоприятной наследственности (например, ни от кого от родителей ребёнку не перепало перекосов в регуляции дофамина и окситоцина, или других влияющих на активацию процессов копирования и обучения сдвигов и заболеваний), благополучной беременности (они прошли без негативных последствий для всего организма в целом и мозга в частности, и новорожденный полностью "созрел" для встречи с миром) и при наличии примеров и соответствующего опыта в окружении, плюс - одобрение и содействие этого окружения, направленные на поощрение соответствующих действий. И при выпадении чего-то из составляющих - у вас будут сложности.

Хорошая новость: мы и во взрослом возрасте можем неплохо освоить массу вещей, особенно если дело только в недостатке воспитания/научения. Было бы желание.
Плохая новость - на формирование любого стойкого навыка требуется время и регулярное повторение долгого времени. Вспомните как ребёнок учится ходить, как он сначала начинает подниматься, делает первые шаги, держась за стеночку, за ручку, как спотыкается и падает, как долго выглядит неловким. Учиться любому навыку придётся точно так же, только дольше. Дети учатся гораздо быстрее. Однако, взрослые делают это осознаннее, что позволяет несколько уменьшить отрыв.
Человеку который когда-то в детстве чем-то занимался будет проще восстановить навык, чем тому, кто начнёт с нуля. Но конечные результаты вовсе не обязательно будут существенно отличаться.
Имеет значение наследственность - у чем-то одарённых родителей чаще всего дети с соответствующими задатками и им будет проще в соответствующей сфере.
Сложнее всего, когда наследственность не на вашей стороне и никакой одарённости вам не досталось. Но даже при таком раскладе шансы на прогресс всё равно есть.

Комментарии
13.09.2017 в 17:23

Take it easy
Вот. Только недавно вспоминала о детях-маугли, когда прочитала очередное рассуждение, что ребенок рождается совершенным, видит ауры, помнит прошлые жизни, знает сакральный смысл бытия, а потом ограниченные взрослые обращают его внимание только на физические стороны и он все забывает, а если бы не эти взрослые, то - ух! (и про эксперимент с изначальным языком тоже вспоминаю))))
13.09.2017 в 19:17

Девочка со скальпелем
Я распечатаю ваш пост и буду раздавать клея на лоб всем соседкам по площадке в ответ на очередное: "Почему ваш ребенок опять бегает?" )
13.09.2017 в 21:33

Интересно, как перевести с моего языка, то что я думаю ,на цензурный?
Я живу с человеком, которому в детстве запрешали шуметь и выражать эмоции, потому что дома был человек с больным сердцем. Причем жестко давили, что если радоваться или злиться/обижатся, то можно убить этим больного. Сейчас у человека с эмоциями бардак. И отсюда вопрос, это вообще реально наработать или поезд ушел?
13.09.2017 в 21:52

easy72, ребенок рождается совершенным, видит ауры, помнит прошлые жизни, знает сакральный смысл бытия Мне всегда интересно обоснование этих теорий. Почему-то они обычно уровня ОБС. Или той же Геродотовой байки про Псамметиха и изолированных детях.

Jessica Mortimer, боюсь, не проймёт. ))
13.09.2017 в 23:18

я поля влюблённым постелю, пусть поют...
Jessica Mortimer, моя прекрасная бабушка говорила - "здоровый ребенок - бегает")) Имея в виду, что если ребенок сидит и не пикает, то это патология :-D

Очарованный Сумерками, ага, можно немного навести порядок с выражением эмоций. Этот навык не привязан ни к каким особым мозговым структурам, и просто ставится, как любой другой поведенческий навык. Как говорится, было бы желание, а специалист найдется. В данном случае помогут коммуникативные тренинги (или личностные группы) плюс хороший индивидуальный психолог.
14.09.2017 в 07:56

Очарованный Сумерками, реально. Сами-то по себе чувства никуда не деваются, это вопрос их выражения, понимания приемлемости проявлений чувств. Образно говоря, если человек в детстве музыкой не занимался и слух не развивал, научиться играть во взрослом возрасте он всё равно может.
Просто это долго и иногда очень сложно и субъективно тяжело. На исправление таких вещей требуется порой по несколько лет работы с психологом и над собой.
14.09.2017 в 08:58

udacha.mi, моя прекрасная бабушка говорила - "здоровый ребенок - бегает"
Здоровый ребёнок бегает, висит на заборах, лазает по деревьям, скачет по лужам, возится в грязи, собирает камушки и листики, ловит бабочек и лягушек, тискает живность, ходит босиком - всё это позволяет сформировать базовые представления о мире, развить координацию, мелкую моторику, и пространственное мышление.

Этот навык не привязан ни к каким особым мозговым структурам
У нас все навыки привязаны к каким-то мозговым структурам. Строго говоря, у нас вообще всё привязано к мозгам, но мозг, особенно здоровый - структура очень пластичная на наше счастье.
14.09.2017 в 13:40

Интересно, как перевести с моего языка, то что я думаю ,на цензурный?
udacha.mi, спасибо, это радует)
o-kioku, Просто это долго и иногда очень сложно и субъективно тяжело. На исправление таких вещей требуется порой по несколько лет работы с психологом и над собой.
для меня главное, что в принципе возможно, а с остальным справимся.
Строго говоря, у нас вообще всё привязано к мозгам, но мозг, особенно здоровый - структура очень пластичная на наше счастье. я вот на это очень сильно надеялся, просто как мне видится у детей это идет от подражания тем, кому они доверяют, и напрямую что-ли копируется, без цензуры. А взрослому приходится логически обосновывать и аргументировать, что и где приемлемо.
14.09.2017 в 15:17

Очарованный Сумерками, чаще всего, дело не в уместности проявлений. Когда маленькому ребёнку запрещают проявлять эмоции, потом, при терапии попытка позволить себе что-то запрещённое вызывает чувство тревоги, страха, вины. И требуется очень много принятия и поддержки со стороны окружающих, чтобы с этим справиться и сформировать новое отношение. А окружающим нередко требуется железобетонное терпение: при таких проблемах нередко на определённом этапе терапии срывает крышу и человек идёт вразнос. Это тоже надо пережить.
26.09.2017 в 21:29

В минуту опасности улитка прячется в раковину. Там у нее есть бутылка водки и пистолет. (с)
Дети учатся гораздо быстрее. Однако, взрослые делают это осознаннее, что позволяет несколько уменьшить отрыв.
Угу ) Иногда ловишь себя на мысли, что эту бы осознанность, да немного пораньше. Но в целом размен вполне себе адекватный.
Спасибо, интересно читать ваши посты.
27.09.2017 в 08:29

dar_1313, если бы молодость знала, если бы старость могла ))

На здоровье.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии