Мы не существуем вне мира.
Наш разум выстраивает несколько иллюзорную картину изолированности. Вроде бы, организм имеет некие постоянные границы и не может диффундировать сквозь стены. Вроде бы сознание наше неплохо огорожено стенами тела, оно способно оторваться от реальности и побыть наедине с собой, обдумывать мысли, испытывать чувства без явных проявлений этих процессов.
Вроде бы.
На деле с самого первого момента существования мы находимся в непрерывном процессе взаимодействия с окружающим. Он ни на секунду не останавливается. Как любой живой организм - мы вовлечены в неописуемое множество процессов.
Классическое образование обычно говорит о вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. О поступлении, переваривании и экскреции пищи. О поступлении и переработке информации.
Всё это так, но разложенное на системы и разделённое на процессы существование тела приводит к некоторому искажению картины. Кажется, что живые существа - это такие вроде как изолированные от внешней среды шарики, в которые что-то попадает, метаболизируется и выводится.
Это не вполне так.
Мы не оторваны от окружающего мира, мы находимся в нём и являемся его частью. Ежесекундно и ежеминутно, от момента зачатия до смерти - мы часть окружающего, такая же, как тектонические плиты, моря, облака, движение воздуха, растения и животные. На нас влияет всё. Эволюционно сложившийся организм - это в сущности способ существования живого в какой-то конкретной среде. Если среда меняется, организм должен приспособиться или исчезнуть.
К нашему счастью, приспособительные способности у нас - о-го-го. Человек научился приспосабливать среду под себя и достиг в этом выдающихся успехов. Но при этом человечество само себе подложило свинью: среда стала меняться так стремительно, что нам сложно стало приспосабливаться к скорости этих изменений. Но это отдельная тема для отдельного разговора о "болезнях дезадаптации".
Давайте вернёмся к развитию.
С момента слияния яйцеклетки со сперматозоидом мы постоянно взаимодействует с внешней средой. Для плода большое влияние имеет состояние матери. Девять месяцев плод связан с ней теснейшими связями и на нём будет сказываться всё, что с ней происходит. Не только какие-то жуткие и критичные для плода болезни, вроде краснухи, не только экстремальные стрессы - вообще всё. Просто не имеющая критического значения часть этих влияний обычно из внимания выпускается, потому что к каким-то существенным нарушениям не ведёт, медицине и биологии они, соответственно, неинтересны.
Но мамины эмоции, например, доходят до плода - поскольку эмоции это выброс определённых веществ в кровь, и с кровью многие медиаторы могут достигать его организма. И касается это не только напряжённых психологических ситуаций, но и обычных повседневных - поругалась со свекровью, удачно подстриглась, не вышло что-то на работе, любимый муж принёс букет, не выспалась, сварился вкусный супчик - всё это тоже. По одной из теорий нам так сложно не реагировать на возмущения и осуждения наших мам, потому что интонации голоса ребёнок неплохо различает на поздних сроках; если мама в это время с кем-то ругается интонационный рисунок запечатлевается поверх соответствующего потока медиаторов, и уже во взрослом возрасте мы оказываемся беззащитными перед этим сочетанием, повышение тона её голоса вызывает выброс соответствующих медиаторов у нас, вгоняя нас в панику и гнев. Это тоже эволюционный механизм. Ведь при скандалах вырабатываются гормоны стресса, которые в первобытные времена обычно были связаны с какой-то реальной опасностью. Выброс кортизола у матери позволял плоду "отрепетировать" выброс кортизола у будущего ребёнка. После того, как непосредственная связь между матерью и ребёнком разрывалась при рождении, оставался механизм, позволявший детёнышу быстро среагировать даже на ситуацию ему неизвестную, ориентируясь на крик матери. Есть мнение, что помимо этого на сходных механизмах строится и способность детей с очень раннего возраста начинать манипулировать родителями.
Органы и системы развиваются постепенно, минуя определённые этапы. У каждой системы есть свои "критические периоды", когда она особо чувствительная. Обычно они совпадают с периодами интенсивного роста. Для нашей темы основной критический период - третий. С 18 по 22 неделю активно формируется нервная система и закладывается не только её структура, но и основы будущих рефлекторных и гормональных механизмов.
Ещё одна критично важная для нормального развития нервной системы вещь - кислород.
Одна из закономерностей эволюционного развития: то, что в процессе эволюции развилось раньше - лучше приспособлено к разным изменениям, устойчивее, выносливее. То, что появилось относительно недавно, переносит неблагоприятные воздействия хуже. А самое последнее у нас - кора головного мозга. И без кислорода в первую очередь загибаться начинает именно она. Когда кислорода хронически не хватает плоду эти отделы мозга просто не могут сформироваться достаточно правильно. А с кислородом проблемы могу возникать при разных патологиях у мамы, при неудачном прикреплении плаценты или плохом её функционировании, при длинной и склонной запутываться пуповине.
Длительные периоды гипоксии у плода ведут к проблемам в дальнейшем развитии функций, базирующихся в коре - счётным, речевым, и навыков планирования и контроля. Выраженность зависит от периода в котором плоду не хватало кислорода, от степени этой недостачи, её длительности. Иногда поражение настолько сильное, что ребёнок в будущем не сможет освоить речь совсем, иногда - все речевые трудности к школе выправляются логопедом. То же касается остальных локализованных в коре функций.
Кроме проблем с речью, нехватка кислорода ответственна ещё и за общую слабость нервной системы. Такие дети с трудом переносят перемены и сильные эмоции, разыгравшись, не могут долго успокоиться, быстро устают, а уставая начинают особо настойчиво ныть и капризничать. Им сложнее сосредоточиться, они быстрее отвлекаются. Впридачу они еще склонны к разным ВСД, метеочувствительности, вегетативным реакциям.
Скорее всего, Оле из прошлого поста повезло и с наследственностью и с ранним развитием. Но не всем же так везёт. Если в детстве вы ходили к логопеду, если в обменной карте из роддома у вас написано "плацентарная недостаточность", "внутриутробная гипоксия" или "гипоксия в родах", то у вас весьма вероятно есть вполне обоснованный комплект сложностей, неведомых "Оле".
И он, к сожалению, не исчерпывается только пониженной работоспособностью и трудностями с планированием и контролем. На него нарастает много ... всякого. Но об этом позже.
Наш разум выстраивает несколько иллюзорную картину изолированности. Вроде бы, организм имеет некие постоянные границы и не может диффундировать сквозь стены. Вроде бы сознание наше неплохо огорожено стенами тела, оно способно оторваться от реальности и побыть наедине с собой, обдумывать мысли, испытывать чувства без явных проявлений этих процессов.
Вроде бы.
На деле с самого первого момента существования мы находимся в непрерывном процессе взаимодействия с окружающим. Он ни на секунду не останавливается. Как любой живой организм - мы вовлечены в неописуемое множество процессов.
Классическое образование обычно говорит о вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. О поступлении, переваривании и экскреции пищи. О поступлении и переработке информации.
Всё это так, но разложенное на системы и разделённое на процессы существование тела приводит к некоторому искажению картины. Кажется, что живые существа - это такие вроде как изолированные от внешней среды шарики, в которые что-то попадает, метаболизируется и выводится.
Это не вполне так.
Мы не оторваны от окружающего мира, мы находимся в нём и являемся его частью. Ежесекундно и ежеминутно, от момента зачатия до смерти - мы часть окружающего, такая же, как тектонические плиты, моря, облака, движение воздуха, растения и животные. На нас влияет всё. Эволюционно сложившийся организм - это в сущности способ существования живого в какой-то конкретной среде. Если среда меняется, организм должен приспособиться или исчезнуть.
К нашему счастью, приспособительные способности у нас - о-го-го. Человек научился приспосабливать среду под себя и достиг в этом выдающихся успехов. Но при этом человечество само себе подложило свинью: среда стала меняться так стремительно, что нам сложно стало приспосабливаться к скорости этих изменений. Но это отдельная тема для отдельного разговора о "болезнях дезадаптации".
Давайте вернёмся к развитию.
С момента слияния яйцеклетки со сперматозоидом мы постоянно взаимодействует с внешней средой. Для плода большое влияние имеет состояние матери. Девять месяцев плод связан с ней теснейшими связями и на нём будет сказываться всё, что с ней происходит. Не только какие-то жуткие и критичные для плода болезни, вроде краснухи, не только экстремальные стрессы - вообще всё. Просто не имеющая критического значения часть этих влияний обычно из внимания выпускается, потому что к каким-то существенным нарушениям не ведёт, медицине и биологии они, соответственно, неинтересны.
Но мамины эмоции, например, доходят до плода - поскольку эмоции это выброс определённых веществ в кровь, и с кровью многие медиаторы могут достигать его организма. И касается это не только напряжённых психологических ситуаций, но и обычных повседневных - поругалась со свекровью, удачно подстриглась, не вышло что-то на работе, любимый муж принёс букет, не выспалась, сварился вкусный супчик - всё это тоже. По одной из теорий нам так сложно не реагировать на возмущения и осуждения наших мам, потому что интонации голоса ребёнок неплохо различает на поздних сроках; если мама в это время с кем-то ругается интонационный рисунок запечатлевается поверх соответствующего потока медиаторов, и уже во взрослом возрасте мы оказываемся беззащитными перед этим сочетанием, повышение тона её голоса вызывает выброс соответствующих медиаторов у нас, вгоняя нас в панику и гнев. Это тоже эволюционный механизм. Ведь при скандалах вырабатываются гормоны стресса, которые в первобытные времена обычно были связаны с какой-то реальной опасностью. Выброс кортизола у матери позволял плоду "отрепетировать" выброс кортизола у будущего ребёнка. После того, как непосредственная связь между матерью и ребёнком разрывалась при рождении, оставался механизм, позволявший детёнышу быстро среагировать даже на ситуацию ему неизвестную, ориентируясь на крик матери. Есть мнение, что помимо этого на сходных механизмах строится и способность детей с очень раннего возраста начинать манипулировать родителями.
Органы и системы развиваются постепенно, минуя определённые этапы. У каждой системы есть свои "критические периоды", когда она особо чувствительная. Обычно они совпадают с периодами интенсивного роста. Для нашей темы основной критический период - третий. С 18 по 22 неделю активно формируется нервная система и закладывается не только её структура, но и основы будущих рефлекторных и гормональных механизмов.
Ещё одна критично важная для нормального развития нервной системы вещь - кислород.
Одна из закономерностей эволюционного развития: то, что в процессе эволюции развилось раньше - лучше приспособлено к разным изменениям, устойчивее, выносливее. То, что появилось относительно недавно, переносит неблагоприятные воздействия хуже. А самое последнее у нас - кора головного мозга. И без кислорода в первую очередь загибаться начинает именно она. Когда кислорода хронически не хватает плоду эти отделы мозга просто не могут сформироваться достаточно правильно. А с кислородом проблемы могу возникать при разных патологиях у мамы, при неудачном прикреплении плаценты или плохом её функционировании, при длинной и склонной запутываться пуповине.
Длительные периоды гипоксии у плода ведут к проблемам в дальнейшем развитии функций, базирующихся в коре - счётным, речевым, и навыков планирования и контроля. Выраженность зависит от периода в котором плоду не хватало кислорода, от степени этой недостачи, её длительности. Иногда поражение настолько сильное, что ребёнок в будущем не сможет освоить речь совсем, иногда - все речевые трудности к школе выправляются логопедом. То же касается остальных локализованных в коре функций.
Кроме проблем с речью, нехватка кислорода ответственна ещё и за общую слабость нервной системы. Такие дети с трудом переносят перемены и сильные эмоции, разыгравшись, не могут долго успокоиться, быстро устают, а уставая начинают особо настойчиво ныть и капризничать. Им сложнее сосредоточиться, они быстрее отвлекаются. Впридачу они еще склонны к разным ВСД, метеочувствительности, вегетативным реакциям.
Скорее всего, Оле из прошлого поста повезло и с наследственностью и с ранним развитием. Но не всем же так везёт. Если в детстве вы ходили к логопеду, если в обменной карте из роддома у вас написано "плацентарная недостаточность", "внутриутробная гипоксия" или "гипоксия в родах", то у вас весьма вероятно есть вполне обоснованный комплект сложностей, неведомых "Оле".
И он, к сожалению, не исчерпывается только пониженной работоспособностью и трудностями с планированием и контролем. На него нарастает много ... всякого. Но об этом позже.
Все это знаю, в душераздирающих подробностях, но посмотреть под таким углом, в том числе - применительно к себе...вау.
Спасибо!
Вот только в карте ничего не было написано, потому что "ну все же у вас нормально обошлось, зачем вы будете портить роддому статистику". А, кхм, любопытные детали выяснились из сугубо рассказов.
Witch_Jane, от душераздирающих подробностей старательно воздерживалась. Речь же о том, что у границ норм, но в то же время не прошло бесследно.
Леди Рийя, к сожалению, не всегда можно сказать однозначно, что причина именно здесь. Но - это одна из возможных. И понимание закономерностей того как и что происходит порой позволяет подредактировать отношение к себе и своим трудностям в более конструктивную сторону.
"Ничего особенного" - очень растяжимое представление. Родители зачастую не понимают того,
что происходило. Мама на приёме рассказывает: "Написали, что была гипоксия, но он даже не синенький родился. Беленький-беленький был". И она уверена, что всё прошло нормально, поскольку не знает, что белый - это куда существеннее, чем синий, и ей никто не объяснил. Ребёнка откачали, вес и все параметры в норме, последствия могу стать очевидными через год-два-три, когда он, например, не заговорит к трём, а то и позже, в школе.
По мне так это лютый ад.
Я правильно понимаю, что это ведет к недостатку кислорода у плода? Или кратковременные такие задержки не влияют?
У меня с пристрастием выспрашивали про насморк и орви во время беременности, а тут, блин, под водой держат...
фигня в том, что в роддоме по факту уже родившегося ребеночка будут стараться женщину успокоить. А с информированностью населения и умением полученную информацию использовать конструктивно у нас системные траблы.
Viorteya-tor, с точки зрения роддома очень часто бывает, что ребёнок действительно нормален и здоров, поскольку лёгкие гипоксии грубой неврологической симптоматитки не дают, а негрубую не выявишь.
momond, нарушения речи же не только от недостатка кислорода, поэтому и говорится "возможно". Но зубы-прикус на самом деле влияют мало.